Цифровые гуманитарии освоили 3D-моделирование
В магистратуре «Цифровые методы в гуманитарных науках» факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ закончился 4-недельный практический курс по созданию 3D-моделей музейных объектов. Студенты прошли путь от фотографирования объекта до публикации готовой 3D-модели онлайн.
Первокурсники магистерской программы «Цифровые методы в гуманитарных науках» школы лингвистики факультета гумаинтарных наук НИУ ВШЭ прошли курс по 3D-моделированию. По приглашению Центра цифровых гуманитарных исследований НИУ ВШЭ этот курс проводила Надежда Георгиевна Поврозник — заместитель декана по науке историко-политологического факультета ПГНИУ, руководитель Центра цифровой гуманитаристики ПГНИУ, кандидат исторических наук.
На первом занятии студенты познакомились с технологией 3D-моделирования на основе фогограмметрии. Фотограмметрия — это технология создания трехмерных моделей на основе фотографий. Есть и другие методы, основанные на лазерном сканировании, но фотограмметрия гораздо доступнее — ей можно заниматься с очень небольшим набором оборудования.
Объект многократно фотографируется со всех сторон, после чего специальный софт сводит фотографии в трехмерную модель.
Таким образом можно создать модель объекта, довольно точно передающую его форму.
Зачем это нужно
Во-первых, 3D-моделирование — способ цифрового сохранения культурного наследия. Создавая 3D-модели музейных экспонатов или исторических зданий, исследователи создают его цифровой слепок на случай утраты артефакта.
Во-вторых, 3D-модель, в отличие от физического объекта, можно передать через электронные медиа. При современных скоростях интеренета это позволяет отображать их прямо в браузере. А значит, объект становится доступен людям из любой точки мира, где есть интернет. Таким образом радикально повышается доступность произведений культуры и искусства.
Древнеегипетская фигурка скарабея из Музея истории Пермского университета
В третьих, 3D-модели могут стать вспомогательным инструментом для исследователя. Например, недавно была довольно громкая новость о том, как с помощью создания 3D-модели исследователи из Вышки и Института славяноведения РАН прочитали текст древнейшего памятника письменности Северо-Восточной Руси — надписи об убийстве князя Андрея Боголюбского, сделанной в 1175-1176 годах на стене собора в Переславле-Залесском. Надпись, разумеется, была и раньше, но только фотограмметрическая 3D-модель представила ее достаточно выпукло, чтобы удалось разобрать текст.
Сотрудники Пермского университета занимались оцифровкой иконостаса в кафедрального Спасо-Преображенского собора в Перми, которое с 1932 года занимает Пермская художественая галерея. Из-за перестройки здания в советское время иконостас невозможно увидеть целиком, и 3D-модель становится необходимой. Вслед за иконостасом ученые из ПГНИУ оцифровали и верхний ярус галереи, где находится коллекция деревянной скульптуры.
Практика
Разобравшись с тем, как работает 3D-моделирование и зачем оно нужно, студенты магистратуры «Цифровые методы в гуманитарных науках» приступили к практическому освоению технологии. Используя профессиональное ПО для 3D-моделирования, они прошли весь путь от съемки объекта — до публикации готовой 3D-модели.
Часть студентов работали со снимками экспонатов из музея истории Пермского университета. В этой коллекции есть предметы античности: древнегреческие сосуды, древнеегипетские украшения и д.р. Студентке магистратуры Марии Левченко удалось сделать качественную модель скарабея. Покрутить модель можно тут.
В результате Марию Левченко пригласили стать цифровым волонтером музея.
Другие студенты экспериментировали с теми объектами, которые были доступны в быту. Например, у студентки Виктории Воробьевой получилась весьма точная модель губки для мытья посуды. Для тренировки это тоже вполне подходящий объект.
Центр цифровых гуманитарных исследований НИУ ВШЭ и магистратура «Цифровые методы в гуманитарных науках» благодарят Надежду Георгиевну Поврозник за проведение мастер-класса и особенно за неформальную дружескую атмосферу, в которой он проходил.